Картинг — это не игра!

Назойливый звук моторов, брызги грязи на трассе и картах после дождя, утомленные маленькие гонщики на финише снимают шлемы и с трудом вылезают из своих «болидов». Эти машинки далеки от тех, что мчатся на мировых турне по сложным трекам, и очаровательные болельщицы не машут флагами фаворитам, но атмосфера соревнований здесь та же. А азарт, скорость и воля к победе у юных картингистов совсем не детские.

Папа — за, а мама — против

Отец семейства замечает, что в 5 лет его любимому сыну стало чего-то не хватать — ребенок повзрослел и привычные игры стали ему неинтересны. «А не заняться ли ему картингом? — предлагает папа на семейном совете. — Тем более что взрослый автомобиль есть, и сынок легче потом его освоит». Мама, естественно, против, ведь карт — машина легкая, вдруг перевернется на скорости. Что тогда будет с ребенком? Материнские опасения развеиваются, как правило, после разговора с тренером — наставником маленьких спортсменов. Картинг не так опасен, как кажется со стороны.

Принимают в клуб картингистов обычно с пяти лет или даже старше. Бывали и такие случаи, когда ребенок очень хотел заниматься и садился за руль в 4,5 года, но быстрота реакции в этом возрасте все-таки не достигает необходимого уровня, а от нее зависит безопасность. И, по словам тренеров, даже мальчики в 6 и 7 лет по-разному справляются со сложностями трассы — многое зависит от физиологических особенностей и спортивной подготовки ребенка. Поэтому, как в большинстве традиционных спортивных секций, здесь обязательно требуется медицинская справка о состоянии здоровья ребенка. Чтобы выявить возможности и личностные черты юного водителя, а также понять, должен ли он вообще садиться за руль спортивной машины, для каждого новичка после небольшого инструктажа устраивают пробный заезд. Первое испытание показывает, на что способен маленький спортсмен, как он «чувствует» машину и трассу.

Для справки Различают спортивный картинг и так называемый прокатный, или гоу-картинг. Занятия профессиональным спортом требуют более серьезного подхода и весьма значительных финансовых средств — у юного гонщика должны быть своя машина, свой механик и индивидуальный тренер. Поэтому многие предпочитают более демократичный и массовый вариант спортивных занятий — в прокатном картинге транспорт для участия в заездах достается мальчишкам по воле случая. Но тут уж не столь важно, на чем ты едешь, сколь важно как.

Мой приятель — беспечный ездок

  • Задача юного картингиста — быстро освоить технику и не допускать ошибок во время заезда, но главное — трезво оценивать свои возможности. Основные опасности на трассе подстерегают детей, у которых отсутствует врожденное чувство страха. Такие отчаянные гонщики моментально утапливают педаль газа «в пол» и рискуют там, где как раз нужно подстраховаться. А следовательно, они могут допустить ошибку, в результате чего получают травмы.
  • Другая категория детей, рискующих навлечь на себя всевозможные неприятности, — маленькие упрямцы, которые не слушают советов тренера и действуют только по своему усмотрению, подвергая опасности себя и других участников заездов. В этих двух случаях руководители секции предлагают ребенку выбор: или он соглашается с предложенными условиями занятий, или реализует себя за пределами клуба.

Знать, где соломку подстелить

Если юный спортсмен способен подчиниться дисциплине, то, утверждают наставники, работать можно с любым картингистом, независимо от его темперамента. Начало тренировки — общее построение и перекличка, как у военных. На этом сходство с армией не заканчивается: тренеры ставят каждому спортсмену задачу, которую тот должен обязательно выполнить. Дисциплина достаточно жесткая: например, нельзя без разрешения садиться за руль и выезжать на трассу, тем более нельзя туда выходить — за такое пренебрежение нормами безопасности маленькому гонщику сделают строгий выговор.

Первый месяц занятий в основном посвящен технике безопасности: наставники читают маленьким спортсменам целый курс — вначале теория, затем обязательная отработка практических навыков вождения. Такие первые заезды тренеры называют «подгоном поведения ребенка под условия трассы». Реакции на быстро меняющиеся обстоятельства прохождения дороги доводятся до автоматизма: где сбросить скорость, где, наоборот, прибавить, работая рулем в соответствии с элементами спортивного стиля езды.

Обычно начало учебного года у картингистов совпадает со школьным: в сентябре и проще, и безопаснее ездить по сухой трассе. Осенью юные спортсмены осваивают основы езды, тренируют торможение.

Затем наступает более сложный и опасный этап: снег, гололед. Зимой маленькие гонщики отрабатывают скоростное прохождение поворотов в заносе и торможение в скользких условиях.

После зимы мышцы гонщиков еще некоторое время подводят своих хозяев на сухой трассе: руки выполняют доведенные до автоматизма движения рулем, а ноги — педалями быстрее, чем сознание успевает подсказать: дорожная ситуация изменилась и нужно соблюдать правила летнего вождения.

Весна — тоже сложный этап для водителей-мальчишек: им снова приходится привыкать к езде по сухому дорожному покрытию. И, по словам многих тренеров, отвыкнуть от зимних условий спортсменам совсем не просто: нужно преодолеть так называемую мышечную память.

Средства защиты

  • От возможных аварий голова юного спортсмена защищена специальным шлемом.
  • Шею оберегает приспособление из плотного материала, по внешнему виду напоминающее подкову. Оно располагается между шлемом и плечами и уменьшает нагрузку на шейные позвонки при ударах, которые карт получает сзади и сбоку.
  • Кроме того, у картингистов есть специальный комбинезон из негорючих материалов, главная деталь в котором — так называемая защита ребер. Эта жилетка особенно важна в теплое время года, поскольку, начиная с весны, гонщики меняют плотную одежду, которая в холода служила дополнительной защитой также от аварий, на легкую.
  • Защитная жилетка оберегает ребра от перегрузок и от ударов о сиденье карта. Она состоит из плотного материала, мягкого внутри, а внешний вид такого приспособления — две или три скорлупы, скрепленные резиновой лентой. Такая жилетка защищает не только ребра, но и позвоночник спортсмена.
  • А его ноги оберегают наколенники, внешне напоминающие аналогичные приспособления для игры в волейбол. Они крепятся с внутренней стороны голени — для защиты от ударов о рулевую колонку.

Нельзя участвовать в заезде в шортах и футболке — мелкие камешки на трассе могут привести к ссадинам и синякам. В карте, в отличие от обычных автомобилей, нет ремней безопасности. Тренеры говорят: так безопаснее для водителей, энергия удара не столь сильно воздействует на гонщика при столкновениях двух спортивных машин и наезде на защитный бордюр, если он есть. Переворот в так называемом прокатном картинге практически невозможен — из-за особенностей посадки водителя и действия специального обвеса, который защищает колеса. Переворачиваются в основном профессионалы, участвующие в серьезных соревнованиях.

Для справки Дети в 5—6 лет начинают уже ездить на маленьких картах. Эти машины отличает небольшая рама и двигатель мощностью 5,5 л. с., который позволяет развить максимальную скорость 60 км/ч. А начиная с 10 лет гонщики пересаживаются на более мощные рамные машины, с двигателем 10 л. с. Максимальная скорость таких картов — уже 75 км/ч. На них ездят и взрослые, поскольку машины предназначены для профессионального спорта.

Дорога к личным достижениями

Участвовать в соревнованиях юные спортсмены начинают уже с 5 лет — причем со второго месяца занятий картингом. Заезды бывают внутриклубные или с участием нескольких клубов — на уровне города и области. А соревнования общероссийского масштаба — это уже на другом уровне, профессионального спорта. Из каждых 100 спортсменов, которые занимаются гоу-картингом, карьеру профессионального гонщика-картингиста выбирают 3—4 человека. Для всех остальных, как отмечают тренеры, цель состоит в другом — испытать себя и утвердиться в новом статусе — «посвященного» в премудрости спортивного стиля езды. А ушибы от столкновений целиком компенсируются тем азартом борьбы и удовольствием от соперничества, которые испытывают мальчишки во время заездов. Награды победителям — призы, кубки, грамоты. А проигравшие получают возможность разобраться в своих неудачах и закалить волю, настроившись на победу и заручившись поддержкой родителей. Они, кстати, не только лучшие болельщики своего гонщика, но и чуткие помощники — им ребенок может сказать, нравится ли ему заниматься, удобная ли для него посадка в карте, нет ли конфликтов с тренером. Именно родители помогают юному спортсменукартингисту бороться за победу честно и сохранять достоинство при любом исходе соревнований, то есть корректно вести себя на трассе и пожать руку соперникам после финиша, сохранив с другими гонщиками дружеские отношения и даже извинившись перед ними, если был не прав.

Жми на педаль!

Многие выпускники клуба потом садятся за руль городского автомобиля, тем более что знакомство с малолитражками и мотоциклами они приобретают еще во время занятий картингом. Юным спортсменам дают опробовать эту технику в «боевых» условиях — по лужам и пересеченной местности. По сравнению с ровным асфальтом трассы для картинга — настоящее испытание. Поэтому приобретенные в секции навыки вождения помогают ребятам потом легче освоить принципиально другой стиль вождения — городской.

На улицах современных городов повзрослевшим вчерашним маленьким гонщикам приходится вспоминать все то, чему учили в клубе, но уже с учетом новых, по-своему трудных и опасных условий. Мастерство за рулем плюс корректность по отношению ко множеству «соперников» в городской автомобильной толчее позволяют бывшим картингистам на практике доказать правило современных мегаполисов: тише едешь — дальше будешь.

Александр Андреев, консультант — Дмитрий Гулев, директор спортивно-технического клуба «Автопилот»

(с) http://www.moy-rebenok.ru/article/child/308/

{jcomments off}

Оставить комментарий

85 − 80 =

Ближайшие соревнования

 

Мы Вконтакте

 

Наш Instagram

 

Контакты

 

Картинг-трасса DiXXodrom:

Телефон: +7 (499) 367-18-88
Адрес: г. Москва, Измайловское шоссе, 73, Стадион Ракета